План образования

Описание образовательной программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

  СОМОДИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ШАМИЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

                                   РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.      

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 

МКОУ «Сомодинская начальная общеобразовательная школа»

на 2016-2021 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал директор МКОУ СНОШ

                                                                                                                             Амирханов.А.Г.

 

 

 

 

 

Сомода 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел

Введение

Стр.

І

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МКОУ «Сомодинская начальная общеобразовательная школа»  на 2016-2021г.

3

II

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

8

 

Общие сведения об общеобразовательном учреждении

8

 

Условия для организации образовательного процесса

10

 

Сведения о кадрах

10

 

Организация учебно - воспитательного процесса

13

 

Содержание образовательного процесса

13

 

Результативность деятельности школы

14

 

Дополнительные сведения и показатели, раскрывающие специфику деятельности общеобразовательного учреждения

17

III

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НА 2016-2021 гг.  

19

 

Введение. Аннотация. Особенности программы.

19

 

Концептуальные основы программы

21

 

Срок реализации программы (по этапам). Цели и задачи программы

22

 

Философия школы. Миссия школы. Модель выпускника.

25

 

Приоритетные проблемы

28

 

Анализ достижений школы, её потенциала с точки зрения развития

29

 

Концепция желаемого состояния школы:

1. Адаптивная модель школы

2. Развитие творческой, созидающей деятельности школьников

3. Укрепление здоровья учащихся

36

 

Описание планируемых результатов

54

 

Критерии оценки результативности реализации программы

59

 

Значимость результатов заявленной программы для образовательного учреждения и системы образования города в целом

60

IV

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

61

V

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

64

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МКОУ «Сомодинская начальная общеобразовательная школа»

 на  2016-2021 гг.

 

Полное наименование

программы

Программа развития МКОУ «Сомодинская начальная  общеобразовательная школа» на 2016-2021 гг.  

Основания

для

разработки

программы

 

- Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 28.02.2008 N 14-ФЗ, от 24.04.2008 N 50-ФЗ

- «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» от 23декабря 2005 г. №803;

- приоритетный национальный проект «Образование»;

-Концепция модернизации российского образования на период  до 2015 г. (приказ МО РФ от 11.02.2002 №393);

- Закон Российской Федерации «О федеральных образовательных стандартах» (принят Государственной думой в 2004 году);

- Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 9марта 2004 года №1312;

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089;

- приоритетная национальная инициатива «Наша новая школа»

- Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.

- Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ от 6 декабря 2010 г. N Пр-3534)

- Устав муниципального образовательного учреждения.

Период  и

этапы

реализации

программы

Срок реализации программы развития: с 2016 по 2019 год

I   этап: 2016 г. Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование её нового качественного состояния в условиях модернизации образования, разработка программы функционирования и развития школы до 2017 г.

II этап: 2017-2018 гг.

Реализация программы. Внедрение инновационных технологий в об­разовательный процесс.

III этап: 2018-2019гг. Оценка эффективности программных мероприятий. Подведение итогов реализации программы развития, обобщение опыта. Выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.

Проблема

Необходимость управления качеством школьного образования в условиях перехода к работе в новых организационно-финансовых и информационно-технологических условиях реформирования образования в Российской Федерации

Цель программы

- обеспечить устойчивое развитие МКОУ «Сомодинская начальная общеобразовательная школа»;

 - содействие формированию физически здоровой личности, способной адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям, обладающей прочными знаниями, стремящейся к самооп­ределению и самореализации;

 - расширение доступности и обеспечение высокого качества начального обучения на основе повышения эффективности деятельности школы по таким критериям:  качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность; 

- расширение спектра предоставляемых образовательных услуг во внеурочное время;

- обеспечение комплексной безопасности обучающихся

 

Основные задачи

программы

1.     Определение оптимального содержания образования, новых об­разовательных технологий обучения (здоровьесберегающих, информационных, коммуникативных);

2.     совершенствование качества образования и воспитательной системы школы;

3.     укрепление кадрового потенциала, формирование творчески ра­ботающего коллектива, повышение квалификации педагогов школы;

4.     обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, дальнейшее внедрение здоровье сберегающих технологий, пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни через форми­рование активной позиции ребенка по отношению к своему здоровью, создать систему нравственного воспитания;

5.     осуществление мероприятия по практической подготовки обучающихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, обеспечение безопасных условий обучения.

Перечень

подпрограмм

и основных

проектов

Основные подпрограммы:

Подпрограмма 1.

- «Обновление содержания образования.»  

Подпрограмма 2.

- «Создание здоровьесберегающей среды»

Подпрограмма 3.

- «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников».

Подпрограмма 4.

- «Мониторинг качества образовательного процесса на основе новых информационных технологий».

Подпрограмма 5.

- «Совершенствование воспитательной системы школы»

Подпрограмма 6.

- «Государственно-общественный характер управления школой».

Подпрограмма 7.

- «Одаренные дети»

 Подпрограмма 8.

«Социально – психологическое сопровождение личности ученика»

Подпрограмма 9.

«Информатизация образовательного процесса»

Основные проекты:

1.     «Информационные технологии для формирования открытой образовательной среды»».

2.     «Компьютеризация образовательного процесса школы и создание локальной информационной сети».

3.     «Дополнительное образование в школе как необходимое условие развития личности школьника».

4.     «Путь к успеху» (в рамках реализации программы работы с одаренными детьми).

5.     «От качества обучения - к качеству результата»

6.     «Семья»

Каждое направление представляет собой относительно самостоятельную функциональную подпрограмму, которая включает конкретные задачи: мотивационные, организационные, кадровые, научно-методические и материально-технические

Ожидаемые

конечные

результаты,

важнейшие

целевые

показатели

программы

- Соответствие качества образования школы современным требованиям государственного стандарта образования на основе компетентного подхода;

- развитие системы государственно-общественного управления школой ;  

- развитие системы дополнительного образования;

-  участие школы в муниципальных конкурсах, обеспечивающих участие образовательного учреждения в программах развития образования России;

- развитие творческого потенциала педагогов, привлечение в школу молодых специалистов, овладение учителей информационными технологиями;

- развитие научной и инновационной деятельности педагога;

- сохранение и укрепление здоровья и физического развития учащихся за счет использования здоровьесберегающих технологий и целенаправленной работы с родителями;

- развитие воспитательного потенциала школы в формировании нравственно и физически здоровой личности младшего школьника, гражданина, носителя общечеловеческих ценностей;

- усиление профилактической работы с детьми группы «риска» и их родителей;

- создание консультативного пункта для родителей детей с проблемами школьной и социальной адаптацией;

- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;

- стабильность качества знаний учащихся;

- интерес к историческому прошлому, к эвенкийской культуре, родному языку, возрождение утраченных народных традиций;

- активизация всех слоев населения, улучшение взаимодействия семьи со школой, повышение ответственности родителей за воспитание детей;

- совершенствование экономических механизмов расходования бюджетных и привлеченных внебюджетных средств;

- возрастание авторитета школы среди жителей села.

 

Разработчик

программы

 Амирханов А.Г. – директор МКОУ « Сомодинская начальная общеобразовательная школа»

 

Сайт школы

Dagchul somoda

Постановление об

утверждении

программы

Решение педагогического совета муниципального общеобразовательного учреждения МКОУ «Сомодинская начальная общеобразовательная школа»

Система

организации

контроля за

выполнением

программы

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет  директор, ответственный за реализацию программы развития, родительский, педагогический совет школы. Результаты контроля представляются ежегодно на сайте школы в публичном докладе директора школы

 

Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система индикативных показателей, характеризующих ход реализации Программы.

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Одной из целей современного школьного образования является расширение образовательного пространства и   обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем. В педагогической науке и практике оперируют сегодня понятиями «образовательная среда» и «образовательное пространство». Следует подчеркнуть, что они не идентичны.

В научной литературе образовательная среда рассматривается как часть социо культурной среды, ориентированной в одном из направлений на цели образования.

Под образовательным пространством обычно понимают осваиваемую учащимися окружающую среду для достижения им целей образования. Образовательное  пространство  человека — это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности.

            Что такое образовательная среда школы? Это специфические особенности школы, а также качественная характеристика внутренней жизни, которая:

   определяется задачами педагогического коллектива, которые он решает в своей деятельности;

проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация вне учебной школьной жизни, материально – техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.)

содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь. Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:

           четырехлетняя начальная школа; 

Сомодинская НОШ это образовательное учреждение реализующее образовательные и воспитательные задачи на начальной ступени обучения.

  Школа ориентируется и опирается на три рода ценностей: ценности индивидуального развития, уважения к культурному наследию, ценности социальной интеграции.

Программа развития МКОУ «Сомодинская  начальная общеобразовательная школа»  на 2016-2021 годы представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.

Школа должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, создавать условия для гармоничного развития личности, осуществлять гуманистическое воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности, как основу современного миропонимания.

В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели развивающей личностно- ориентированной школы, которая всесторонне учитывает содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в приоритетах экологической парадигмы образования. Иными словами, нам видится, что школа будущего – это дом, в  котором протекает жизнь, достойная человека.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

I. Общие сведения об общеобразовательном учреждении:

1.Наименование ОУ:  

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Сомодинская начальная общеобразовательная школа»

Шамильского муниципального района Республики Дагестан

(в соответствии с Уставом)

2.Краткая справка об истории учреждения:

    Школа функционирует в здании построенным  и введенным в эксплуататцию1сентября1991г. Школа располагает 5-ю классными комнатами, учительской, библиотекой,. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сомодинская начальная общеобразовательная школа» Шамильского муниципального района далее по тексту «Школа» создано в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего образования .

  Юридический и фактический адрес: 368438, Россия, Республика Дагестан, Шамильский район, с.Сомода. , ул.Магомеда Тайгибова №16.

 Реализуемые в школе программы:

- начального общего образования;

Школа руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законами Республики Дагестан постановлениями и распоряжениями Правительства РД, изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов исполнительной власти края, правовых актов органов местного самоуправления Шамильского муниципального района, приказами Учредителя и настоящим Уставом.

В 2015г. МОУ «Начальная общеобразовательная школа» прошла государственное лицензирование и аттестацию на право ведения образовательной деятельности.

Функции и полномочия учредителя Школы осуществляет управление образования Администрации Шамильского муниципального района

Место нахождения Учредителя: Россия, Р.Д.сХебда.

Свою деятельность учреждение строит в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, на основе Устава образовательного учреждения и нормативно-правовых актов. Локально-правовые акты образовательного учреждения не противоречат законодательству РФ.

Общественно-государственные формы управления осуществляются через:

- управляющий совет;

 - собрание трудового коллектива;

- педагогический совет;

- методический совет;

- общешкольный родительский комитет;

Основными задачами Школы являются создание условий:

а. гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;

б. для развития личности, ее самореализации и самоопределения;

в. для формирования у обучающихся современного уровня знаний;

г. для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

д. для осознанного выбора профессии.

      Ожидаемые результаты внедрения Программы:

1.     Обеспечение доступности образования, качественных условий получения образования и возможности раскрыть свои способности в высокотехнологичном конкурентном мире.

2.     Повышение качества образованности школьника, уровня его воспитанности.

3.Формирование потребности у учащихся проявлять заботу о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни.

4.Развитие творческого потенциала учащихся и педагогов.

5.Готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения, усиление ответственности за последствия своих поступков.

6. интерес к историческому прошлому, к эвенкийской культуре, родному языку, возрождение утраченных народных традиций;

7. активизация всех слоев населения, улучшение взаимодействия семьи со школой, повышение ответственности родителей за воспитание детей;

8.возрастание авторитета школы среди жителей села.

II. Условия для организации образовательного процесса:

1.фактическая наполняемость – 16 учащихся;

2.сведения о наполняемости классов (групп): средний показатель  наполняемости класса составляет 5 человек.

 

III. Сведения о кадрах (по итогам 2015 - 2016г.):

  1.по уровню образования (основной состав):

Всего

Высшее

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Кандидаты и доктора наук

4

3

-

1

-

   

2.по стажу работы (основной состав):

1-3 года

4-5 лет

6-10 лет

11-15 лет

16-20 лет

21-25 лет

26 и более

--

-

1

2

 1

-

 
 

3.по квалификационным категориям:

Всего

Высшая квалификационная категория

I квалификационная категория

II квалификационная категория

10 разряд

7 разряд

 

-

1

     

Итого: % от общего числа работающих

-

-

     
 

4.количество работников, имеющих знаки отличия:

Всего

В том числе

Народный учитель

Заслуженный учитель

Отличник просвещения

Почетный работник образования

Учитель

года

(победитель и призер)

0

-

-

-

-

-

   

3.     наличие вакансий и причины их не замещения более 3-х месяцев  нет     .

   

4.     использование инновационных технологий в учебно – воспитательном процессе

Показатели

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Кол-во педагогов (чел.,%), использующих современные образовательные технологии

1

 -4

-4

-4

100

В том числе кол-во педагогов (чел., %), применяющих ИКТ и Интернет - технологии

2

4-

4-

-4

100

Кол-во педагогов (чел., %), работающих по традиционным методикам

3

-

-

 

-

 

5.перечень используемых современных образовательных технологий

 

Наименование технологии

Кол-во педагогов, активно внедряющих данную технологию

% от общего числа педагогов школы

1

Развивающее обучение

4

 

2

Проблемное обучение

4

 

3

Разноуровневое обучение

4

 

4

Исследовательские методы в обучении

3

 

5

Проектные методы обучения

3

 

9

Технология развития критического мышления

1

 

10

Технология использования игровых методов обучения

4

 

11

Обучение в сотрудничестве

4

 

12

Информационно –коммуникационные в урочной

во внеклассной работе

для ведения мониторинга

1

 

13

Здоровьесберегающие

4

100

   

 

IV.Организация учебно-воспитательного процесса:

1.режим работы ОУ  1 смена: обучение в 1 классах ведется по пятидневной учебной неделе, во 2-4 классах обучение по шестидневной учебной неделе, сменность занятий: занятия ведутся в  I   смену;

2.расписание занятий соответствует требованиям СанПина.

3.формы получения образования в соответствии с Уставом: очная,  1

4.учебный план составляется согласно требованиям федерального государственного стандарта, нарушений СанПина нет.

5.сведения о занятости учащихся:

 

 

V. Содержание образовательного процесса:

1.реализуемые образовательные программы:  

а) общеобразовательные программы начального общего образования (I ступень образования)

 VI. Результативность деятельности школы:

1.сведения об уровне знаний учащихся выпускных классов по каждой образовательной ступени за последние три года (средний балл по предмету по ступени в целом):

Предметы

федерального

компонента

I ступень

 

4 классы

 

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-20118

Средний

балл

Общая успеваемость, %

Качество

 

Средний

балл

Общая

успеваемость, %

Качество

, %

 

Средний

балл

Общая

успеваемость, %

Качество

, %

 

Русский язык

4

100

1оо

3,8

100

77

3.3

100

77

Литературное чтение

4,5

100

100

4,3

100

100

4,5

100

100

Английский язык

           

4.5

100

100

Математика

4

100

100

3,8

100

77

3.3

100

77

Окружающий мир КТНДагестана

4

100

100

4

100

100

4,5

100

100

Музыка

5

100

100

5

100

100

5

100

100

Родной яз-литература

4,9

100

100

4,7

100Хочу такой сайт

100

4,7

100

100

Изобразительное искусство+технол

4,7

100

100

4,5

100

100

4,7

100

100

Физическая культура

4,7

100

100

4,6

100

98

4,7

100

100

3.сведения о правонарушениях обучающихся за последние три года:

Год

Количество правонарушений

Виды правонарушений

Решения по поводу

правонарушений

2014-2015

-

 Употребление спиртных напитков.

Постановка на профилактический учет, организация индивидуальной работы.

2015-2016

-

Употребление спиртных напитков.

Постановка на профилактический учет, организация индивидуальной работы.

2016-2017

-

Употребление спиртных напитков.

Постановка на профилактический учет, организация индивидуальной работы.

2017-2018

-

Употребление спиртных напитков.

Постановка на профилактический учет, организация индивидуальной работы.

 

VII. Дополнительные сведения и показатели, раскрывающие специфику деятельности общеобразовательного учреждения

В рамках Программы развития школы реализуется следующие целевые программы:

1). Программа информатизации. Направление деятельности - повышение эффективности образовательного процесса, включая процесс управления образовательным учреждением через активное внедрение информационных технологий.

Результаты реализации программы: Используются информационные технологии для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса: подключены к сети Интернет. Создан, зарегистрирован и работает школьный сайт. По ряду предметов учебного плана собран банк тестовых заданий, осуществляется диагностика знаний учащихся, позволяющий провести независимый срез знаний учащихся, организовать эффективную подготовку.  

2). Программа воспитания. Направление деятельности - формирование социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества: деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру. 

Результаты реализации программы воспитания: воспитательная система школы охватывает весь образовательный процесс, объединяя обучение, дополнительное образование, детское самоуправление,  разнообразную внеурочную деятельность, работу с родителями.

3) Комплексная программа «Здоровье».  Направление деятельности -  сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни  посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

 Результаты реализации программы воспитания:

·        Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников

·        Повышен приоритет здорового образа жизни

·        Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей

·        Внедряются новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.

 4)   Программа «Семья» .  Направление деятельности – формирование национального самосознания через духовное возрождение эвенкийской семьи. 

Результаты реализации программы воспитания:

·        заложить в сознание ребенка прочный фундамент человеческих отношений в семье, знание традиций и обычаев;

·        развитие лучших качеств нации, привитие детям духовных ценностей народа через постижение ими истории семьи, этикета предков, опыта поколений;

·         воспитание уважения к старшим, особенно к старым людям, забота о младших.

 

           Информационная карта школы позволяет сделать вывод о необходимости школы к нововведениям в рамках реализации программы развития.  

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

на 2016-2021 годы  

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Сомодинская начальная общеобразовательная школа»

Шамильского муниципального района

Республики Дагестан.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие школы в настоящий период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Новый взгляд на развитие образовательной системы в нашей стране, основные направления реализации приоритетной национальной инициативы «Наша новая школа» послужили основанием для создания программы развития нашего образовательного учреждения на 2016-2021.

 

АННОТАЦИЯ

 

          Программа развития школы предназначена для Муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Сомодинская начальная  общеобразовательная школа» Шамильского муниципального района Республики Дагестан. Она представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий два аспекта ее деятельности: специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся, и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и за­дачи педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса и управления им. В процессе работы по программе развития могут быть внесены изменения и дополнения.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

 

1.  Научность. В основе программы лежит комплексное исследование как состояния системы муниципального образования в целом, так и проблем, тенденций развития школы. Программа базируется на конкретных циф­ровых данных.

2.  Конкретность. Задачи, поставленные перед школой, имеют конк­ретные варианты реализаций и отражаются в ежегодном планировании работы школы.

3.  Мобильность и вариативность. Компоненты программы незначи­тельно корректируются и изменяются в связи с реальными требованиями сегодняшнего дня, не затрагивая при этом основных концептуальных приоритетов.

4. Целостность. Программа охватывает все основные стороны пе­дагогического процесса: содержание образования; учебно-воспитатель­ный процесс; кадровое обеспечение; материально-техническую базу; здоровьесбережение, безопасность детей и сотрудников; социальную работу; систему управления.

5. Социальность. В основе требований программы лежит социаль­ный заказ: личный, семейный, государственный, позволяющий осуще­ствить интеграцию обучающегося в общество и иную образовательную среду, обеспечение будущей успешности функционирования личности.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

 

               В качестве основных концептуальных положений Программы выступают следующие:

·                    изменение миссии школы посредством: выделения конкретных приоритетных целей и задач, стоящих в рамках  Программы; конкретных обязательств по отношению к учащимся в части содержания и уровня предоставляемых образовательных услуг; конкретных обязательств администрации по отношению к учителям, в аспекте соблюдения их прав и свобод; внедрения новых подходов в свою работу; конкретных обязательств перед общественностью;

·                    изменение целевых ориентаций школы: посредством учета при проектировании моделей выпускников школ; результатов, соответствующих общей системе ценностей, миссии школы и основным задачам Программы;

·                    изменение стратегических направлений образования школы через: осуществление личностно-ориентированного, компетентностного  подходов; включение проектных, исследовательских  информационных и здоровьесберегающих технологий в обучение; развитие активных форм и методов обучения (дискуссий, дебатов, ролевых игр и другие);  

        Программа развития  построена с учетом таких процессов как информатизация, интеграция и социализация.

Важным моментом при создании информационно-образовательной среды является выделение ее сегментов: учебного, управленческого, методического и дополнительного образования.

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

с 2016 по 2021 год

Этапы реализации программы

            1 этап: 2016 г.

        Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование её нового качественного состояния в условиях модернизации образования, разработка программы функционирования и развития школы до 2016 г.

2               этап: 2017-2018 гг.

Реализация программы. Внедрение инновационных технологий в об­разовательный процесс.

3        этап: 2019-2021гг.

Оценка эффективности программных мероприятий. Подведение итогов реализации программы развития, обобщение опыта. Выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП – подготовительный – 2016г.

1.      Разработка программы развития школы.

-         диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление его сильных и слабых сторон

-         анализ социального заказа школы

-         выявление противоречий между требованиями социального заказа и результатами учебно-воспитательного процесса в школе: выявление и обозначение проблемы

-         постановка цели

-         формирование задач

-         разработка концепции школы

-         разработка плана поэтапного перехода школы из режима функционирования в режим развития

2.      Создание условий, необходимых для разработки и освоения программы развития.  

ВТОРОЙ ЭТАП – апробации и внедрения нововведений 2017-2018 гг.

1.      развитие материально-технической базы школы: приобретение компьютеров, учебных программ, оборудование кабинета профориентации

2.      апробация программы развития  

3.      внедрение в образовательный процесс авторских программ.  

4.      совершенствование воспитательной системы школы. 

5.      разработка содержания карты индивидуального развития ученика

6.      разработка и апробация системы мониторинга качества образования

7.      разработка диагностических материалов

8.      повышение профессионального мастерства учителей посредством курсовой подготовки по преподаванию предметов.  

9.  развитие системы мониторинга состояния здоровья учащихся, разработка мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию здорового образа жизни.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП –  аналитико – прогностический 2019/ 2021 гг.

1.      промежуточный анализ реализации концепции адаптивной школы и корректировки программы      ее развития

2.      мониторинг образовательного и оздоровительного процесса в адаптивной общеобразовательной школе.

   3. проведение итогов, обобщение опыта работы школы:

         а)анализ результатов  начального обучения (1-4 кл.);

         б)анализ результатов адаптации выпускников начальной школы

         в)анализ результатов воспитательной системы школы;

         г)публикация результатов работы школы

   4. выявление проблемных зон и подготовка новой программы развития школы.

 

Управление программой, корректировка программы осуществляются педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором  школы.

Система организации контроля за выполнением программы

Ежегодные «Публичный доклад» и «Справка о реализации программы развития школы»

.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

 

способствовать формированию физически здоровой личности, способной адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям, обладающей прочными знаниями, стремящейся к самооп­ределению и самореализации.

   

ЗАДАЧИ:

 

  Поэтапное преобразование школы в развивающееся адаптивное общеобразовательное учреждение;

  Определение оптимального содержания образования, новых об­разовательных технологий обучения, обеспечивающих эффективность формирования самоопределения школьников;  

  Совершенствование воспитательной системы школы: развитие творческой, созидающей деятельности;

  Укрепление кадрового потенциала, формирование творчески ра­ботающего коллектива школы, научно-методическое обеспечение ин­новационной деятельности учителя;

  Обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, дальнейшее внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни через форми­рование активной позиции ребенка по отношению к своему здоровью;

  Укрепление ресурсной базы школы.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ

 

В условиях глобальной информатизации общества, где ценность заключается не там, где мир воспринимается по схеме: знаю – не знаю, а там, где есть тезис: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю. Традиционная школа основной целью обучения ставила овладение определенными знаниями, умениями и навыками и оценивается как школа знаниево – ориентированного образования.

XXI век породил взрыв новой информации, и стало очевидным, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, владение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

           Сегодня система образования на первый план выдвигает личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности и личной ответственности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя – не научить, а побудить. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Современная школа должна не просто функционировать, а должна искать закономерности своего развития. Необратимость процесса модернизации общества ставит существующую школу в безвыходное положение: либо развиваться и быть конкурентноспособной, либо потерять учеников, сотрудников, источники финансирования. Современная школа должна находиться в поисках эффективного пути развития, которой представляется нам как стратегия опережающих шагов, инновационной школы.

 

МИССИЯ ШКОЛЫ

 

Анализ образовательной ситуации в целом свидетельствует, что перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века, не формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за собственный выбор, негативно влияет на состояние здоровья детей.

Возрастающий объем информации, обрушившийся на ученика приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов и программ, учебников, пособий, что приводит к перегрузке учащихся, падению интереса к учению.

Выработка новых направлений развития школы определена осмыслением современных образовательных тенденций по трем инновационным линиям:

 - изменение содержания образования – внедрение новых образовательных стандартов, личностно – ориентированный и компетентностный подход к обучению;

 -  изменения в структуре управления – введение в практику работы школы государственно-общественного управления (управляющий совет и попечительский совет);

 - инноваций в самой организации учебного процесса – введение проектно-исследовательской деятельности, информационно- коммуникационных технологий.               

 Отмеченное выше позволило сформулировать миссию школы:

Наше образовательное учреждение – это учреждение с предельно гибкой системой, способной реагировать на социокультурные изменения среды, в котором нашли себе место дети разного возраста, с разной подготовленностью и разными интересами.

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

 

Выпускник МКОУ «Сомодинской начальной  общеобразовательной школы» соответствует критериям компетентного человека (компетенция — это готовность эффективно соорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; компетентность — это интегральная характеристика качеств человека, ориентированного на решение реальных задач, определяемых его акту­альной или потенциальной должностью, полномочиями, правами; ком­петентность в образовании - это способность результативно действовать и эффективно разрешать проблему), а именно:

·        готовностью к решению проблем:          

- умением ставить цели и соотносить их с интересами других людей;

- способностью анализировать нестандартные ситуации;

- умением планировать результаты своей деятельности и создавать алгоритм своих действий;

- оценивать результаты своей деятельности;

·        технологической компетентностью:

- готовностью к пониманию инструкций;

- умением описывать технологию и алгоритм действий;

·        готовностью к самообразованию:

- умением выделять пробелы и проблемы;

- умением оценивать необходимость информации для своей деятель­ности;

- умением извлекать информацию из всех источников;

·        готовностью к использованию информационных ресурсов:

  -умением делать выводы из полученной информации;

  -умением использовать информацию для планирования своей деятельности;

·        готовностью к социальному взаимодействию:

- способностью соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп;

- способностью к продуктивному взаимодействию с членами команды;

- умением использовать человеческие ресурсы;

·        коммуникативной компетентностью:

 - умением получать информацию в диалоге;

- умением аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге и
публичном выступлении на основе признания многообразия позиций и уважения чужой точки зрения.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

С  целью выявления приоритетных проблем школы, для решения которых она имеет кадровые, финансовые материально-технические, научно-методические и другие возможности, проведено ранжирование установленных в процессе проблемно-ориентированного анализа проблем. В результате выявлено наличие в школе следующих проблем:

1.        проблема активного включения учащихся в исследовательскую деятельность, в мероприятия, направленные на развитие способностей и интересов;

2.       проблема развития самостоятельности  учащихся,  формирования у учащихся навыков самоопределения, самообразования и саморазвития;

3.       проблема внедрения индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

4.       проблема организации в школе медико-коррекционной службы, ориентированной на системную диагностику состояния физического и психического здоровья учащихся, профилактика здоровья учащихся и его коррекция  с учетом возможностей школы;

5.       проблема создания в школе системы по проверке уровня сформированности у учащихся общеучебных умений и навыков, мониторинга качества обучения;

6.       проблема организации в школе системы социально – психологического сопровождения;

7.       проблема внутренней дифференциации  учащихся  в процессе организации образовательного процесса, педагогического оценивания, обеспечивающего личностное развитие учащихся;

8.       проблема использования новых информационных технологий обучения.

9.       проблема преемственности  между ступенями образования, ввиду их удаленности друг от друга (выпускники начальной школы в дальнейшем обучаются вРСОШ- интернат с.Ругельда);

10.   проблема построения целостной воспитывающей деятельности в школе, обеспечивающей условия для многогранного развития личности с гражданско – патриотическим сознанием, сформированным на национально – культурных ценностях; личности, подготовленной к самореализации в жизни, ориентированной на формирования ценностных отношений.

 

АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЫ,

ЕЕ ПОТЕНЦИАЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ

 

Области изменений в содержании образования

Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям, достигается за счет использования  государственных программ, рекомендованных Министерством образования РФ, рабочих программ, утвержденных методическим советом школы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта 2004г.  

Развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к саморазвитию достигается за счет использования на уроках элементов современных образовательных технологий.  

 В  настоящее время в образовательном учреждении имеются образовательные программы по всем предметам.

В учебном плане  начального общего образования сохраняется в необходимом объёме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования. Учебная нагрузка учащихся состоит из часов базового и школьного компонента. В сумме она не превышает максимальный объём учебной нагрузки.

Для того чтобы более полно учитывать интересы, склонности, способности обучающихся, создавать условия для образования  младших школьников в соответствии с интересами  учащихся и их родителей компонент образовательного учреждения распределён следующим образом:

 - С учётом тенденции резкого снижения показателей состояния здоровья детей,  выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования за духовное и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса. С 2- 4 класс вводится дополнительно 1 час физической культуры, который проводится по альтернативным программам.

 

   Одним из направлений работы школы является работа с семьей. При работе с родителями используются традиционные формы работы: общешкольные, классные родительские собрания с приглашением специалистов, «Дни открытых дверей», деятельность общешкольного и классных родительских комитетов. Родители входят в состав управляющего совета школы.

Области изменений в управлении образовательным процессом школы

  Внедрена система общественно - государственного  управления посредством Управляющего совета школы и общешкольного родительского комитета.

  Публичное представление результатов деятельности школы учащи­мся и их родителями, общественности на школьном сайте.

  Апробирована процедура обсуждения образовательных результа­тов учащихся по классам и предметам.

  Введено в систему изучение запросов учителей, родителей и уча­щихся школы.

 

Изменения в нормативно – правовом обеспечении образовательного процесса

Разработаны и реализуются нормативные документы, обеспечивающие развитие и реализацию нововведений школы:

Устав школы

Основные положения

Положение об организации научно–исследовательской деятельности учащихся;

 Необходимые программы обеспечивающие развитие и реализацию нововведений школы, уроков с использованием мультимедийного оборудования, внедрения информационно – коммуникативных способов обучения.

1). Подпрограмма «Одаренные дети». Направление деятельности – выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно  -исследовательской деятельности; пропаганды научных знаний; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; активизация работы с талантливыми детьми.

Планируемый результат реализации программы:

В школе должны быть созданы условия для развития интеллектуальных, творческих и иных способностей учащихся. Учащиеся школы – активные участники конкурсов и интеллектуальных состязаний. Необходимо создать в школе  научного общества, который вызовет интерес учащихся к написанию исследовательских работ, созданию проектов, проведению научных экспериментов. Благодаря реализации этой программы должна совершенствоваться система работы с одаренными детьми, должны стать традиционными новые формы проведения предметных декад, после чего ожидается повышенный показатель участия школьников в Интернет – олимпиадах, конкурсах, чемпионатах посредством сети Интернет.

2). Программа «Организация методической службы в образовательном учреждении». Направление деятельности - качественное обновление управления методической службы школы на основе диагностическо-прогностического и программно-целевого подхода, посредством внедрения технологии принятия управленческих решений.

Планируемые результаты реализации программы:

            Продолжать развивать методическую службу. Необходимо психолого – педагогическое и методическое сопровождение аттестуемых педагогов, молодых специалистов. В школе нужно организовать деятельность по освоению и внедрению в практику инновационных образовательных технологий: разработать систему теоретических и практических педсоветов и семинаров по современным образовательным технологиям, активизировать работу по темам самообразования, проводить экспериментальную  работу,   проводить открытые уроки.  Значительная часть учителей должна активно использовать в учебном процессе новые образовательные технологии: компьютерные технологии, дебаты, развитие познавательной активности, педагогическая   мастерская, развитие  критического  мышления, проектный и исследовательский методы. Участие учителей школы в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года», смотрах -  конкурсах педагогического мастерства.

3) Комплексная программа «Здоровье».  Направление деятельности -  сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни  посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении.

 Комплексная программа «Здоровье» включает подпрограммы:  классных руководителей «Сопровождение детей группы-риска по здоровью», В здоровом теле – здоровый дух» (в рамках уроков физической культуры,   внеклассной работы).

 Планируемые результаты реализации программы:

·        Повышение функциональных возможностей организма учащихся

·        Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников

·        Повысить приоритет здорового образа жизни

·        Повысить мотивацию к двигательной деятельности, здоровому образу жизни

·        Повысить уровень самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности

·        Повысить профессиональную компетенцию и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

·        Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей

·        Сформировать ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса.

·        Внедрить новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.

·        Провести мониторинг  параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).

·        Создать школьную модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании).

·        Создать школьную модель социально - психолого - педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.

4)Комплексная программа  «Семья»   Направление деятельности – формирование национального самосознания через духовное возрождение эвенкийской семьи. 

Результаты реализации программы воспитания:

·        заложить в сознание ребенка прочный фундамент человеческих отношений в семье, знание традиций и обычаев;

·        развитие лучших качеств нации, привитие детям духовных ценностей народа через постижение ими истории семьи, этикета предков, опыта поколений;

·         воспитание уважения к старшим, особенно к старым людям, забота о младших.

Обеспечение стабильной ситуации по всем объектам школьного мониторинга

                            Уровень усвоения Госстандарта, уровень сформированности   общеучебных умений и навыков, уровень воспитанности и уровень социальной зрелости выпускников школы является допустимым и имеет положительную динамику за период с 2010г.-2015 г.

Таким образом, налицо все условия - научно  - методические, нормативно – правовые и материально – технические для реализации нововведений, что приведет к достижению цели и решению поставленных в Программе развития школы задач. Кроме того, анкетирование педагогов показало, что 88% респондентов полностью удовлетворены сложившейся системой работы в школе, в том числе 83% из них готовы к нововведениям.

        

КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ

 

На основании решений, обсуждаемых и принятых на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Министерство образования и науки Российской Федерации  определило современную модель образования, главное место в которой  определено образовательным учреждениям. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в разных сферах.

Для реализации этих требований сформулированы основные задачи российской образовательной политики, а именно, обеспечение качества образования и его реальной доступности для населения. Следовательно, программа развития новой школы будет определять новые составляющие современного востребованного обществом качества образования – это владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

 - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

 - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

 - самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

 - самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования, которая призвана обеспечить на ряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных  образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Поэтому основной задачей программы развития нашей школы на 2011-2016 годы считаем создание развивающейся адаптивной модели школы с профиль­ным обучением, наиболее полно удовлетворяющей образовательные потребности учащихся и их родителей, обеспечивающей доступность качественного образования каждому ученику при условии сохранения здоровья. Поэтому основной задачей программы развития школы на 2011—2016 годы является создание развивающейся адаптивной модели школы.

Под адаптивной школой мы понимаем школу со смешанным контин­ентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в   коррекционно-развивающем и дифференцированном обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - гибко реагировать на со­циокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни. Качественная оценка результатов и опыта работы предыдущего этапа развития школы подтверждает, что в последние годы удалось реализовать ряд системообразующих направлений:

·        стабильны показатели обученности учащихся;

·        сохранено здоровье учащихся  школы;

·        наработан практический опыт работы с детьми риска;

Школа считает своей основной задачей обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия  актуальным и перспективным потребностям личности, об­щества и государства в соответствии с главной задачей образовательной политики государства.

 Анализ результатов работы по реализации программы развития до 2010 года свидетельствует о том, что школа имеет возможности и пред­посылки дальнейшей модернизации и позволяет выделить следующие ключевые позиции:  

  развитие творческой созидающей деятельности;

  укрепление здоровья учащихся.

  развитие системы обеспечения дополнительных образовательных услуг во внеурочное время;

  повышение качества обучения и воспитания через укрепление материально – технической базы учреждения, интеграцию науки и образовательно – воспитательной деятельности школы; изменения в подходах к оценке качества образования младших школьников; программно-целевое планирование деятельности; овладение педагогами новыми технологиями (включая информационные) воспитания и обучения;

 

І  МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

 

В результате Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сомодинская начальная обще­образовательная школа» будет представлять собой развивающуюся  систему, которая:

  гибко реагирует на изменяющуюся социокультурную и педагоги­ческую ситуацию;

  открыта для внешнего мира и готова к изменениям;

  приспосабливается к складывающимся условиям: образователь­ному заказу, индивидуальным особенностям обучающихся, их образо­вательным потребностям, воспитательным возможностям окружающей среды, кадровому потенциалу, особенностям материальной базы;

  школа массового типа, обучает всех учащихся, поэтому она разно­уровневая;

   позволяет определить воспитаннику индивидуальную образова­тельную стратегию и реализовать образовательные потребности;

   ориентирована на использование педагогических технологий, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения;

   считает важным сохранение адаптационного потенциала учащих­ся, физического, психического, нравственного здоровья;

   включает учащихся в различные виды культуротворческой де­ятельности (познавательную, социальную, эстетическую, трудовую, спортивную);

   целенаправленно структурирует собственное воспитательное про­странство.

Структура образования в школе. 

В структуре образования в школе   выделена 1 ступень. 

Первая ступень – 1-4 классы (начальная школа).

Задачи первой ступени:

-         формирование положительной мотивации к обучению;

-         формирование первоначальных навыков иноязычного общения;

-         развитие общих способностей детей и их диагностика;

-        формирование необходимых для начальной школы знаний, навыков, и умений;

-         целостное восприятие окружающего мира;

-        продолжение деятельности по психологической адаптации младших школьников  к учебному процессу в начальной школе и при переходе в 5-й класс среднего звена;

-        формирование личности школьника, ориентированной на высокие нравственные качества;

-       дальнейшее приобщение учащихся и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни через системы воспитания, лекторий для родителей.

Под новым качеством образования понимаем:

   обеспечение уровня образования, соответствующего современным социальным требованиям, что предполагает ориентацию образователь­ного процесса на формирование ключевых компетенций;

   соответствие содержания образования познавательным возмож­ностям всех учащихся; создание условий для расширения и углубления знаний учащихся в интересующих их образовательных областях по ряду предметов, изучаемых на профильном уровне;

    образование, ориентированное на формирование творчески мыслящей  личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни, готовой к преобразованию усвоенных алгоритмов, способной к самообразованию и самосовершенствованию;

   образование, ориентированное на развитие способности к ответственному выбору собственной образовательной траектории, к самостоятельному решению проблем, конкурентной способности личности, готовности к самоопределению и самореализации;

   соответствие условий образовательной деятельности требованиям
сохранения здоровья учащихся и обеспечение психологического ком­форта для всех участников образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1.направить образовательный процесс на формирование функцио­нальной грамотности и ключевых компетенций;

2.расширить возможности индивидуализации образовательных программ;

3.создать условия для культурно-личностного развития обучающихся, характеризующихся потребностями и способностями к творческому
познанию;

4.создать условия благоприятной, психологически комфортной
среды;

5.продолжить реализацию здоровьесберегающего направления в деятельности школы, выявлять новые условия, способствующие сохране­нию и укреплению здоровья.

Начальная школа (I  ступень):

- знакомство с миром профессий;

- экскурсии;

- творческие работы учащихся о профессиях родителей «Все работы хороши, выбирай на вкус»;

- конкурс рисунков;

- конкурсы исследовательских проектов;

-выставка творческих работ.

 

ІІ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, СОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В целях придания целостности образовательной системе в школе ус­пешно формируется развивающая деятельность — развивающее обуче­ние и развивающее воспитание.

В начальной школе данная линия реализуется, прежде всего, через фактическое использование образовательной системы «Классическая начальная школа» и  внедрение технологии «Школа развития индивидуальности».

Реализация заявленной цели и развитие творческих и познаватель­ных способностей обучающихся всех ступеней обучения происходят на основе следую­щих педагогических технологий: проблемной, проектной, игровой, информационной, а также активных методах обучения: эвристическом и модельном.

Проектная деятельность приоритетна в школе, посколь­ку ориентирована на освоение ценностей и способов деятельности к культурной среде. В учебном плане линия представлена образова­тельными предметами: технология, родной язык (эвенкийский), русский язык, иностранный язы­к,   дидактической способностью которых является ак­цент на метод проектов.

Планируется дальнейшее использование в практике работы метода проектов для интеграции знаний различных предметных областей (межпредметный проект): русский язык и иностранный язык,  математика,  с использованием информационных технологий.

Важным  направлением в совершенствовании  методов обучения, способствующих развитию творческих способностей, должна стать работа по формированию исследовательских умений детей, развитию стремлений выйти за рамки учебной программы, готовности к исследовательской деятельности и построению субъективно нового знания через введение в учебный план курсов:

в начальной школе — «Будущие - исследователи» (с 2011г.)

В перспективе проектно-исследовательская деятельность должна  стать ведущим методом обучения в школе.

Эффективность работы над данной проблемой зависит, прежде всего, от организационного и методического обеспечения, важным элементом которого служат разнообразные формы методической учебы:

методические семинары:

  «Организация и методика исследования».

  «Методы научного познания».

  «Виды исследовательской деятельности».

  «Формы представления исследовательской работы».

Проблемная группа учителей, творческий инициативный кол­лектив, деятельность которого направлена на формирование инноваци­онных вариантов разрешения изучаемой проблемы;

- дидактическая конференция, презентация деятельности проблемных групп в целях популяризации проектно-исследовательской деятельности;

- мастер-класс (личная творческая мастерская);

- конкурс профессионального мастерства «Учитель года».

Повышение значимости школьного образования возможно при нали­чии такого условия, как обеспечение направленности образовательного процесса на формирование функциональной грамотности учащихся, ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятель­ного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

Компетентный подход к организации образовательного процесса, об­ладающий интегративной природой и выступающий, прежде всего, в ка­честве средства развития личности,  что в свою очередь влечет за собой изучение и практическое использование технологий личностно ориентированного обучения. Данная задача явля­ется актуальной для школы, поэтому в целях повышения методической компетентности учителя по проблеме предполагается проведение серии методических семинаров и организационно-деятельностных игр:

  «Технология коллективного взаимообучения» — 2016—2017 гг.

  «Технология полного усвоения знаний» — 2017—2018 гг.

Следует начать их поэтапное изучение и освоение в практической деятельности с  2016 года.

Одним из направлений в работе по развитию творческой составляющей должно стать освоение такой формы активизации познавательной деятельности, как групповая, и таких видов познавательной деятельности как дискуссии, дебаты, творческие исследовательские мастерские, нетрадиционные уроки: «Урок-исследование», «Урок - творческий отчет», «Урок изобретательства»,   и т.д.

В содержании методической работы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя, развитию готовности к развивающему взаимодействию с обучающимися. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие профессионального самосознания, саморазвития учителя.

В системе психологического просвещения учителей предполагается проведение следующих семинаров:

v «Педагогика сотрудничества»;

v «Психология конфликта»;

v «Как стимулировать желание учиться»;

v «Специфика работы с учащимися, имеющими низкие учебные воз­можности»;

v «Особенности работы с одаренными детьми»;

v «Профессиональный план»;

v «Профессиональное самовоспитание».

Более качественному освоению образовательных стандартов, развитию творческого мышления и накоплению определенного опыта творческой деятельности способствует внеклассная образовательная деятельность. В школе она представлена предметными неделями, олимпиадами, конференциями, презентациями и т.д. Предполагается наряду с этим внедрение в практику работы школы таких активных форм, как эвристические олимпиады, интерактивные олимпиады на основе информационных технологий, дискуссии.

В связи с реализацией программы возникли следующие проблемы:

- недостаточный уровень методической компетентности учителей по освоению проектно-исследовательской деятельности;

- отсутствие системы мониторинга, позволяющей выявить уровень творческого развития детей;

- необходимость создания более адаптивной среды для одаренных  детей.

Критерием оценки деятельности нашей школы являются степень удовлетворенности родителей и учащихся организацией и состоянием учебно – воспитательного процесса, понимание родителями значения школы для воспитания и образования их детей, стремления помогать школе.

В целях  выявления степени удовлетворенности родителей оказываемыми детям образовательными услугами было проведено анкетирование учащихся  разных степеней обучения и их родителей. Подавляющее большинство респондентов отмечают достаточный уровень преподавания —  98% опрошенных родителей полностью удовлетворены работой школы, 80% уровнем подготовки учащихся;  90% учащихся дали положительную оценку уровню подготовки по предметам.

 

I.                 УКРЕПЛЕНИЕ  ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

 

Сегодняшняя ситуация в школе. Сохранение и укрепление здоровья учащихся – одно из направлений работы школы. Его основная задача – формирование представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни всех участников учебно – воспитательного процесса, причем через такие формы, которые интересны и привлекательны для школьников, направлена на создание условий сохранения здоровья детей, на формирование культуры здорового образа жизни и профилактику вредных привычек у детей и подростков.

Первоочередное внимание в школе уделяется состоянию здоровья детей. Здоровьесберегающая деятельность осуществляется через ежегодные углубленные медицинские осмотры, охват детей горячим питанием, витаминизацию пищи, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил, физкультурно – оздоровительную работу с детьми, а также через расписание, составленное согласно валеологическим требованиям.

Расписание уроков строится с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся, анализируется с помощью шкалы трудностей предметов. При составлении расписания учитываются гигиенические требования к расписанию уроков (СанПиН).

Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся показывает, что в основном идет снижение заболеваемости среди детей. Остается по – прежнему высоким показатель заболеваний опорно – двигательного аппарата, как следствие гиподинамии, а также лор – заболеваниями, вызванными природными условиями (морозы, ветры).

За состоянием здоровья ведется постоянный контроль. Фельдшер следит за выполнением предписаний врачей, проводит лечебные процедуры, делает профилактические прививки, консультирует родителей.

Нельзя не отметить работу классных руководителей. Сегодня в школе ведется большая работа по коррекционно – профилактической работы по предупреждению правонарушений, проводятся групповые и индивидуальные консультации, тренинги, беседы с учащимися, родителями и педагогами.

Большую роль играет профилактическая работа среди учащихся и родителей, которая начинается заблаговременно, охватывает не только учащихся разных возрастных групп, обеспечивая преемственность воспитательного процесса, но и родителей и педагогов как авторитетных людей, способных квалифицированно организовать воспитательный процесс и служить основой эффективного образования учащихся.

Спортивно – оздоровительная работа проводится через уроки, спортивные мероприятия, с включением национальных видов спорта. В учебный план введен дополнительный третий час физической культуры.

Большое внимание уделяется и организации летнего отдыха детей. Ежегодно в школе функционирует одна смена летнего оздоровительного лагеря.

 

Цель реализации данного направления программы развития школы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 

Задачи:

Ø  создание необходимых экономических условий для развития материальной базы образовательного учреждения для занятий физической культурой и спортом;

Ø  разработка научно – методических и организационных основ мониторинга состояния здоровья учащихся, четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния школы;

Ø  совершенствование информационного и медицинского обеспечения профилактической работы;

Ø  гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания и режима дня;

Ø  освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

Ø  планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

Ø  развитие медико – психолого – педагогического консилиума школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

Ø  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

 

Основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса:

v       Организация работы медико – педагогического консилиума;

v Деятельность педагогов по профилактике психосоциальных проблем;

v Воспитательная деятельность педагогов, направленная на создание оптимальных психолого – педагогических условий, формирование здорового образа жизни;

v Работа с родителями, оказание помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

v Деятельность фельдшера ФАП с.Сомода по профилактике заболеваемости учащихся;

v Ведение мониторинга физического и психического состояния учащихся;

v Межведомственная работа по решению вопросов сохранности здоровья детей и подростков.

 

Ожидаемые результаты:

ü  Повышение функциональных возможностей организма учащихся;

ü  Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

ü  Повышение приоритета здорового образа жизни;

ü  Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

ü  Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности;

ü  Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;

ü  Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

 

ОПИСАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Описание планируемого результата, критериев  и методов его оценки при реализации нововведений по ступеням образования и категориям участников образовательного процесса представлены в таблице:

Планируемый результат

Критерии оценки

Методы оценки

Ученики

Начальное общее образование

Ученики приобретут следующие умения познавательного характера:

v классифицировать объекты окружающего мира;

v познавать и преобразовывать объекты или процессы в проектной деятельности;

v решать творческие (открытые) задачи различных типов;

v самостоятельно составлять творческие задачи и выстраивать собственную программу исследовательской деятельности по их решению (на доступном для их возраста уровне)

v иметь представление о мире профессий

v Положительная динамика качества участия детей в интеллектуальных состязаниях и конкурсах исследовательских проектов;

v 7 0% выпускников начальной школы имеют средний и хороший уровни развития познавательных интересов (логическое мышление, память, внимание)

v Анализ документов, результатов срезовых работ;

v Психологическая диагностика познавательных процессов и творческого мышления младших школьников;

v  «Экспресс – диагностика устной речи младших школьников»;

v Наблюдение

Педагоги

·        Удовлетворенность сложившейся системой работы школы;

·        Повышение профессионального мастерства педагогов

·        Развитие творческого потенциала педагогов

·        Положительная динамика удовлетворенности системой работы в школе;

·        Отражение в рабочих вариантах учебных программ технологий, востребованных программой развития;

·        Рост числа педагогов, обобщивших свой опыт работы по применению новых технологий;

·        Рост числа педагогов, обобщивших опыт своей работы на заседании «Школы педмастерства», семинарах, мастер – классах;

·        Положительная динамика аттестации педагогов на   кв. категории;

·        Рост числа педагогов, участников конкурсов педмастерства, профессиональных конкурсов

·        Анкетирование

·        Изучение и анализ школьных документов (приказы, справки и т.д.)

·        Результаты мониторинга по аттестации по представлению опыта работы, участия в конкурсах, в реализации ПНП «Образование», ПНИ «Наша новая школа»

Администрация школы

§  Совершенствование опыта управленческой деятельности в соответствии с современными тенденциями российского образования

§  Наличие пакета документов, регламентирующих деятельность школы по всем направлениям нововведений

§  Изучение и анализ документов

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  

Ø   положительная динамика в развитии качества образования;

Ø    удовлетворенность  образовательным  учреждением   родителей, учащихся, общественности;  

Ø  увеличение числа педагогов, работающих с использованием новых технологий;

Ø   появление авторских программ;

Ø   эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса (данные психологического мониторинга);

Ø   социально-психологическая адаптация учащихся к условиям обучения;  

Ø   включение учащихся в различные виды культуротворческой деятельности (познавательную, социальную, эстетическую, трудовую,
спортивную)  

Ø   сохранение физического и психического здоровья учащихся (дан­ные медосмотра).

ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАЯВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЕ В ЦЕЛОМ

Программа развития школы ориентирована на решение следующих проблем, которые и определяют её актуальность:

·                    Формирование познавательных способностей школьников,  навыков самоопределения, самообразования и саморазвития через систему  .

·                    Соответствие уровня подготовки школьников потребностям профессиональной школы.  Организация условий, способствующих активизации процесса познания школьниками объектов окружающего мира с разных позиций, построение разных «моделей мира», в том числе и вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность.

·                    Выявление, поддержка и развитие учеников, имеющих повышенный уровень способностей.

·                    Разработка и апробация условий по реализации обучения на основе индивидуальных учебных планов учащихся, что реально позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории обучения каждому обучающемуся.

·                    Построение целостной воспитывающей среды в школе, обеспечивающей условия для многогранного развития личности с гражданско – патриотическим сознанием, сформированным на национально – культурных ценностях; личности, подготовленной к самореализации в жизни, ориентированной на формирования ценностных отношений.

·                    Создание  здоровьесберегающей среды  в образовательном пространстве школы через систему диагностической, коррекционной и профилактической работы с учащимися по пропаганде  здорового образа жизни.

Перечисленные выше нововведения актуальны как для школы, так и системы образования поселка в целом, так как в поселке отсутствует опыт работы по указанным направлениям деятельности, которые соответствуют современным тенденциям модернизации системы образования страны в целом.

IV СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

МКОУ СНОШ НА 2016-2021 гг.

Основные направления деятельности по реализации

программы развития

 

Направления

деятельности

Содержание мероприятий

Нормативно-правовое

1.      Издание локальных актов по введению инноваций в учебно-воспитательный процесс школы

2.     Внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу школы (правила трудового распорядка, режим работы школы, штатное расписание и т.д.)

3.     Разработка подпрограмм, обеспечивающих реализацию программы развития школы

Организационно-содержательное

1.      Обсуждение в педагогическом коллективе проекта новой программы развития школы

2.     Распределение функциональных обязанностей между администрацией школы и организация работы должностных лиц, ответственных за инновационные процессы

3.     Организация процесса информирования родителей и учащихся о планируемых нововведениях в образовательное пространство школы

4.     Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей школы

1.      Организация методической работы в школе с учётом освоения образовательных технологий: модульное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии и др. Совершенствование методики коллективных творческих дел во внеурочной деятельности

2.     Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей школы

3.     Организация научного руководства в школе    

4.     Превращение библиотеки в информационно-образовательный центр

1.      Подбор, расстановка и повышение квалификации в области управления, новых образовательных технологий, дополнительного образования и воспитания

Мотивационное

1.      Выявление и оценка мотивационной готовности учителей школы к введению инноваций в образовательное пространство школы

2.     Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационной деятельности,  

Материально-

техническое

Разработка содержания и изменений материально-технической базы школы.  

Финансовое

Поиск дополнительных источников финансирования.    

Информационно - экспертное

1.      Накопление информации о передовом опыте   использовании современных образовательных  технологий и обучения проектной деятельности учащихся в регионах России

2.     Разработка и проведение системы контроля (мониторинга) за ходом реализации программы развития школы

3.     Информирование педагогов и родителей о ходе реализации подпрограмм и целевых проектов программы развития  

     

V ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

«Забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции».                 

Д.А. Медведев.

 

Опираясь на ценности демократии нам необходимо воспитать поколение свободных, образованных, творчески мыслящих граждан. Наши дети должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89640137401

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».